Новости
В январе 2019 года ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Зырянского района» получил возможность участвовать в мероприятиях 1 этапа проекта Национального фонда защиты детей от жестокого обращения «Добрые перемены. Реабилитация детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье». А в марте 2020 года мы вступили во 2 этап проекта.
За время реализации проекта «Добрые перемены» наш коллектив осознал необходимость качественных изменений в системе социально-педагогической и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: необходимость совершенствования форм, методов и технологий работы с детьми, пережившими травму. Мы осознали, что эти изменения должны быть не только практико-ориентированными, но и индивидуально-личностными, причем речь идет не только об изменении личности детей, а в первую очередь, о личностных изменениях педагогов и сотрудников. Именно с них начинается та терапевтическая среда, которая работает на реабилитацию, адаптацию и вхождение в социум наших воспитанников.
Принимая участие в проектных сессиях, семинарах и практикумах специалисты узнали о новых профессиональных подходах в работе с детьми, на практике смогли осознать и прочувствовать всю глубину такого явления как травматический опыт ребенка. Поэтому сегодня меняется эмоциональный фон всего нашего учреждения: меняется настрой сотрудников и педагогов, эмоциональное состояние детей. У нас появляются «авторские», «индивидуальные» модели нового взаимодействия воспитателей, педагогов, сотрудников с детьми, живущими в нашем учреждении.
Анализ практики участия в данном проекте показывает, что разработка отдельных мероприятий по социальной адаптации детей, не затрагивающих процессов реабилитации, носят малоэффективный характер, нужны как раз вот такие «авторские» модели взаимодействия с каждым отдельно взятым ребенком. В итоге сегодня, разрабатывая ИПРиЖУ на ребенка, воспитанника нашего учреждения, мы, в первую очередь, планируем реабилитационные мероприятия, учитывая его травматический опыт. Вот здесь как раз и работает психологическое пространство, в котором у каждого из педагогов или сотрудников своя ниша. Психолог ведет занятия, говорит «по душам», кто-то из педагогов или сотрудников просто поговорит с ребенком «о погоде – о природе, спросит как прошел сегодняшний день», кто-то поможет выучить уроки, подскажет как решить задачу, а заведующий складом, например, поможет подобрать красивую и теплую одежду, которой, может быть, никогда у ребенка и не было. Депривация потребностей, которую пережили многие из наших воспитанников, восстанавливается, и, в первую очередь, восстанавливается потребность детей в эмоциональном тепле, понимании и принятии тебя таким, какой ты есть. Это ежедневное взаимодействие с неравнодушными людьми, которые окружают тебя, восстанавливает, позволяет нашим детям обрести личностную целостность, почувствовать свою значимость и важность в этом мире, поменять жизненные установки и ценности. Видя, как с ним конструктивно строят отношения в учреждении, ребенок учится и вне нашего дома выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром.
Говоря о создании реабилитационной среды в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы имеем в виду следующее:
• Коренное изменение характера общения всего коллектива учреждения с детьми;
• Педагогическая реакция на поступки детей - эмоциональное принятие ребенка;
• Ориентация на личность в процессе воспитания;
• Реабилитационная (терапевтическая) работа психологов по устранению последствий травматического опыта ребенка;
• Формирование новых отношений между организацией и школой;
• Создание ситуации успеха для каждого из детей;
• Обеспечение заинтересованности воспитателя, педагога в результатах своего труда;
• Подготовка и переподготовка педагогических кадров.
В итоге - содержанием работы по созданию реабилитационного пространства для детей, находящихся в нашем учреждении, является целенаправленная и систематическая деятельность всего коллектива, направленная на коррекцию искажений в развитии личности конкретного ребенка с конкретной жизненной историей.
Т.Г. Палагина, заместитель директора, руководитель проекта в учреждении